Инструменты пользователя

Инструменты сайта


gid:work:scb:oper

Принципы формирования операций в расписании поезда по данным СЦБ

Подсистема формирования расписаний ГИД на основе данных СЦБ имеет разрешающую способность, ограниченную составом сигналов СЦБ, снимаемых со станции – а именно:

  • занятость блок-участков в пределах станции (в т.ч. – приёмо-отправочных путей, стрелочных и безстрелочных секций);
  • показания светофоров;
  • положение стрелок или контроль установки маршрутов.

Датчиков, фиксирующих момент физической остановки поезда или трогания его с места, на настоящий момент не существует. Поэтому операции прибытия, отправления или проследования определяются фактически по косвенным данным – вышеперечисленным показаниям устройств СЦБ.

На настоящий момент определение места и времени операции с поездом реализовано (с той точностью, которую можно получить по данным СЦБ) в соответствии с:

  • ПОРЯДКОМ учета времени отправления, прибытия и проследования грузовых поездов в автоматизированных системах организации и управления перевозочным процессом на инфраструктуре ОАО «РЖД», утверждённым распоряжением ОАО «РЖД» 947р от 22.04.2013;
  • Методическими положениями по ведению учета и формированию статистической отчетности о выполнении расписания движения пассажирских поездов, утверждёнными распоряжением 631р от 31 марта 2008 года первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова;
  • Методическими положениями по ведению учета и формированию статистической отчетности о выполнении расписания движения пригородных поездов, утверждёнными распоряжением 152р от 25 января 2013 года первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова;

Согласно вышеперечисленным документам:

  • Для грузовых поездов прибытием считается момент первой остановки поезда в пределах станции, отправлением – момент последнего трогания с места, проследованием – момент пересечения расчётной оси станции серединой состава;
  • Для пассажирских и пригородных поездов моментом прибытия является остановка поезда около пассажирской платформы, отправлением является трогание с места от пассажирской платформы, проследованием - момент пересечения расчётной оси станции серединой состава.

Последовательность определения операций с поездом, приходящим на раздельный пункт (далее по тексту – РП) с перегона, всегда начинается с фиксирования прибытия поезда – даже если в конечном итоге будет выяснено, что поезд проследовал без остановки. Это связано с тем, что, например, пассажирский поезд может приниматься на стоянку, не смотря на то, что ему уже готов маршрут отправления и открыт выходной сигнал. По мере продвижения поезда по РП ранее обнаруженное на этом РП место и время прибытия корректируется в зависимости от:

  • характеристик очередного изолированного участка (далее по тексту - ИУ) - наличия попутного светофора, наличия признака приёмо-отправочного пути;
  • остановки поезда на ИУ;
  • Для пассажирских и пригородных поездов – признака «Ось пассажирского здания» (Далее по тексту - ОсьПЗ), указанного в НСИ ГИД для отдельных ИУ.

Если обнаруживается более вероятное место прибытия, ранее записанное прибытие заменяется новым.

Отправление или проследование поезда фиксируется в момент, когда обнаружено перекрытие выходного светофора с ИУ с указанным в НСИ ГИД номером парка/пути – при условии, что удалось обнаружить установленный маршрут, удовлетворяющий условиям:

  • заканчивается на пути перегона;
  • не проходит через ИУ с признаком «приёмо-отправочный путь» (1 в cod_rep).

Если такое перекрытие не будет обнаружено (например, при отправлении по приказу), отправление будет фиксироваться при выходе поезда на первый участок удаления.

Таким образом, последовательность записи операций для поезда, вступающего на станцию с перегона, выглядит следующим образом:

  • предварительное прибытие, по вступлению в горловину РП (станции);
  • уточнение прибытия если поезд вступил на ИУ с попутным светофором;
  • запись достоверной остановки (прибытия) - если обнаружена остановка поезда по тайм-ауту или вступление его на ИУ с попутным красным светофором;
  • уточнение прибытия - если в течение 10(груз) 5(пасс/проч) минут после вступления под попутный красный произошло подтягивание поезда – освобождение секции, предшествующей изолированному участку с попутным красным;
  • для пассажирских и пригородных поездов, если в нормативном расписании поезда НЕ указано, что стоянка на данном РП – техническая (не для посадки-высадки пассажиров):
    • фиксация нового времени прибытия, если поезд впервые на РП вступил на ИУ с признаком ОсьПЗ. При этом любые ранее зафиксированные остановки поезда считаются недействительными;
    • запись достоверной остановки (прибытия), если впервые на ИУ с признаком ОсьПЗ обнаружена остановка поезда по тайм-ауту или вступление его на этот ИУ с попутным красным светофором;
    • корректировка времени прибытия по освобождению секции перед путём, записанным в качестве места прибытия.
  • запись отправления или проследования (проследования - если не было записано достоверное прибытие и поезд начал отслеживаться за пределами РП).


Выделенные курсивом пункты не всегда присутствуют в полном составе – если поезд движется достаточно быстро, все промежуточные состояния могут быть не зарегистрированы – выполнится только часть этих пунктов (но не менее одного).

Прибытие поезда

Место (парк/путь) и время операции прибытия уточняются по мере продвижения поезда по РП – до обнаружения остановки поезда. Остановка поезда в пределах РП считается «достоверным прибытием» и после неё место операции для грузовых поездов и «серых» ниток по вступлению на другие ИУ уже не изменяется, но может быть уточнено время операции – с учётом постепенного «втягивания» поезда на путь.

Для пассажирских и пригородных поездов, приоритет при определении прибытия отдаётся ИУ с признаком ОсьПЗ – если только в нормативном расписании поезда не указано, что стоянка на РП - техническая. Если в нормативном расписании пассажирского или пригородного поезда по данному РП указано, что стоянка не для посадки-высадки, то при определении места прибытия поезда признак ОсьПЗ игнорируется. Иначе, если обнаруживается первое в пределах РП вступление поезда на ИУ с признаком ОсьПЗ, то все ранее определённые операции прибытия на других ИУ данного РП считаются недействительными, в том числе «достоверные» прибытия. Если для пассажирского или пригородного поезда обнаружено «достоверное прибытие» на ИУ с признаком ОсьПЗ, то прибытие по вступлению поезда на другие ИУ в пределах РП уже не фиксируется.

Вступление поезда на ИУ в пределах РП, имеющий попутный направлению движения поезда светофор, считается «достоверным» прибытием поезда, если светофор закрыт в момент начала занятия ИУ (поезд обязан остановиться);

Прекращение перемещения поезда по ИУ РП считается остановкой поезда. Для различных категорий поездов установлены различные интервалы времени, в течение которых необнаружение занятия очередного блок-участка или освобождения ранее занятого считается остановкой поезда.
По умолчанию приняты значения:

  • Для пассажирских поездов – 3 минуты;
  • Для пригородных и локомотивов резервом – 1 минута;
  • Для остальных поездов – 6 минут.

Значения тайм-аутов для всех РП задаются в !PROGRAM.DEF на головной машине, выполняющей слежение по полигону. И могут быть переопределены для каждого РП отдельно в файле INF_XXX\SCBTSTOP.ХХХ. Тайм-ауты отсчитываются округлённо – по границам минут, когда значения секунд равны 00. Т.е., например, если изолированный участок занят с 10:01:28 по 10:03:45 – считается, что занятие продолжалось одну «полную» минуту – с 10:02:00 по 10:03:00.

Уточнение времени прибытия по освобождению секций, предшествующих пути, где зафиксирована остановка поезда, производится через 5 минут после начала занятия пути и, для грузовых поездов, через 10 минут после начала его занятия. Интервалы выбраны из расчёта нормального прибытия поезда на стоянку (остановка со скорости 60км/ч). Уточнение времени прибытия через 5 минут выполняется в том случае, если с момента вступления поезда на путь прибытия до текущего времени – освобождены ВСЕ секции, предшествующие пути прибытия, а выходной светофор с пути в момент освобождения предшествующей пути секции - красный. Если светофор в этот момент открыт, то корректировка времени прибытия не выполняется, т.к. освобождение секций при открывшемся светофоре может быть связано с началом движения поезда после остановки. Если корректировка по «подтягиванию хвоста» выполнялась, то временем прибытия становится время освобождения ближайшей к пути секции. Если через 5 минут поезд продолжает занимать секции перед путём – уточнение времени прибытия не производится. Через 10 минут после вступления грузового поезда на путь прибытия проверяется – освободилась ли хоть одна из секций, занятых хвостом поезда перед путём прибытия. Проверка производится также с учётом состояния выходного светофора. Если обнаружено, что с момента вступления на путь прибытия до текущего времени хвостом поезда была освобождена хотя бы одна секция, то время прибытия корректируется – устанавливается равным времени наиболее поздно освободившейся секции. Уточнение времени прибытия через 10 минут по освобождению секций, занятых хвостом поезда, не производится, если в момент вступления поезда на путь выходной светофор с пути – зелёный.

При уточнении времени прибытия через 5 и через 10 минут игнорируются освобождения секций, которым в НСИ ГИД указано, что они входят в тот путь, который определён как путь прибытия поезда.

Отправление поезда

Отправление поезда фиксируется, если было зафиксировано достоверное прибытие или если слежение за поездом началось в пределах РП (не обнаружено вступление с перегона). Временем отправления считается время перекрытия выходного светофора минус минута. Минута не вычитается, если станция помечена в настройке (nootdec.XXX) или стоянка поезда составляла менее трёх минут. Местом отправления поезда считается место последней «достоверной» остановки поезда на РП. Для пассажирских и пригородных поездов, если не указано, что стоянка техническая, последнее достоверное место остановки определяется с учётом наличия признака ОсьПЗ. При выходе поезда на «неправильный» путь перегона, по данным СЦБ всегда фиксируется операция «Отправление на неправильный», даже если по тайм-аутам и показаниям светофора остановка не зафиксирована. При подготовке пользовательских выходных форм пара операций П-ОН (прибытие – отправление на неправильный) может отображаться в виде СН (сходу на неправильный) – если остановка три и менее минуты и не предусмотрена нормативным расписанием, но в оперативной базе при этом всё-таки записано П-ОН.

Проследование

Проследование поезду записывается в случае, когда внутри станции не было зафиксировано ни вступления на изолированный участок с попутным красным, ни остановки поезда. Для пассажирских и пригородных поездов, если не указано, что стоянка техническая, достоверное место остановки определяется только по ИУ с признаком ОсьПЗ, т.е., если даже достоверная остановка зафиксирована, но не ИУ с признаком ОсьПЗ – считается, что остановки не было. Время проследования определяется по одному из следующих событий:

  • перекрытию выходного светофора;
  • освобождению секции перед П/О путём;
  • освобождению последней в маршруте поезда на РП секции перед секцией, помеченной в НСИ ГИД как ОсьПЗ.

Среди перечисленных моментов выбирается тот, который произошёл раньше.

gid/work/scb/oper.txt · Последние изменения: 2019/07/08 06:42 (внешнее изменение)