При передаче в АСОУП сообщений по многопарковым станциям в ручном режиме, как правило, сообщение о прибытии и отправлении поезда передаётся при обнаружении соответствующей операции в парке, где с поездом производятся технологические операции – смена бригады или локомотива, прицепка/отцепка, технический осмотр. При этом наличие остановок поезда в других парках станции, как правило игнорируется – в частности потому, что оператор при дежурном по парку или иное ответственное за передачу сообщений лицо, не располагает нужной информацией.
Автоматическое формирование расписаний по данным СЦБ для грузовых поездов в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» выполняется согласно определениям операций, приведённым в «Методических положениях по автоматизированному анализу графика движения грузовых поездов», утвержденных распоряжением №454р от 09.03.2010. Прибытием поезда считается первая остановка поезда в пределах станции, отправлением – последнее трогание с места.
По многопарковым станциям, разбитым на условные раздельные пункты, по данным СЦБ выполняется формирование операций прибытия/отправления или проследования для каждого условного раздельного пункта. Необходимый для анализа выполнения графика вид расписание приобретает на основании выборки из всех операций по всем условным раздельным пунктам в пределах станции:
что соответствует распоряжению 454р.
Автоматическое формирование сообщений для автопередачи в АСОУП в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» для многопарковых станций, разбитых на условные раздельные пункты, выполняется согласно настройке, в которой указывается необходимость формирования сообщения при обнаружении операции с поездом по данным СЦБ по конкретному раздельному пункту. При этом, поскольку, в общем случае, заранее неизвестно место первой остановки и место последнего отправления поезда в пределах станции, автоматическое формирование расписаний должно настраиваться по каждому условному раздельному пункту в пределах станции. Для исключения задержек в передаче сообщений в АСОУП, автопередача сообщений должна выполняться немедленно после обнаружения операции с поездом. Это требование приводит к тому, что автоматическая отправка сообщения об отправлении поезда по станции, разбитой на условные раздельные пункты, в общем случае, в существующем программном обеспечении невозможна, так как факт отправления поезда с условного раздельного пункта (парка) в пределах станции, с одной стороны, должен быть как можно быстрее передан в АСОУП, с другой стороны – может не являться операцией отправления поезда со станции в целом, если поезд будет остановлен в каком-либо следующем по ходу парке станции. Если станция является узловой, то на момент обнаружения отправления поезда по данным СЦБ, в некоторых случаях невозможно также автоматически определить направление следования поезда, которое требуется указать в сообщении об отправлении поезда для АСОУП, т.к. поезда, следующие в разные направления, после станции могут выходить на один и тот же физический перегон. Для верного указания направления в автоматически сформированном сообщении об отправлении поезда со станции, таких случаях требуется обязательная предварительная передача сообщения о готовности поезда (205) с указанием направления следования поезда.
Исходя из вышесказанного, по многопарковым станциям, разбитым на условные раздельные пункты возможно автоматическое формирование сообщений без их автоматической передачи, т.е., решение о выборе сообщения по конкретному раздельному пункту должен принимать оператор.
Автоматическое формирование сообщений без автопередачи для АСОУП в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» (далее по тексту - ГИД) реализовано двумя способами:
Для автоматической передачи сообщений в АСОУП по многопарковым станциям, разбитым на условные раздельные пункты, требуется разработка дополнительного программного обеспечения в подсистеме формирования сообщений для АСОУП системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ». Это программное обеспечение должно формировать и автоматически передавать сообщения для АСОУП на грузовые поезда в следующих случаях:
Разработка и подключение такого программного обеспечения позволит автоматически передавать в АСОУП сообщения о прибытии/отправлении поездов по многопарковым станциям, разбитым на условные раздельные пункты. Однако при этом возникает вопрос об ответственном персонале за переход в режим ручного формирования сообщений при сбоях в поступлении информации СЦБ в систему ГИД «Урал-ВНИИЖТ», при прибытии/отправлении поездов по приказу (при запрещающих показаниях светофора), иных сбоях в работе автоматического формирования и передачи сообщений. В настоящее время на многопарковых станциях, как правило, для передачи сообщений в АСОУП определены разные рабочие места в разных парках или направлениях приёма/отправления поездов. Автоматическое формирование совместно с автоматической передачей сообщений должно выполняться по станции в целом одним единственным выделенным серверным приложением ГИД.