====== Рекомендации по вводу пометок сбой, задержка ====== ===== Рекомендации по вводу пометок в график исполненного движения поездов при возникновении причин, которые вызывают задержку поездов ===== В связи с обращением дорог по поводу выполнения работниками служб управления перевозками телеграммы ЦД №3/2424 п.1 «Обеспечить в полном объеме ввода в систему ГИД «Урал-ВНИИЖТ» пометок с указанием причин, повлекших превышение графиковых норм времени хода поездов и сверхнормативный простой на промежуточных станциях» НПО «ГИД-Урал» разработало «Рекомендации по вводу пометок в график исполненного движения поездов». Эти рекомендации следует рассматривать как дополнение к «Типовому технологическому процессу эксплуатации автоматизированной системы ведения и анализа графика исполненного движения ГИД «Урал-ВНИИЖТ» поездным диспетчером и дежурным по станции», а так же к П 10. Типовой инструкции по вводу и использованию пометок в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» Руководства по Эксплуатации в части ввода пометок в систему ГИД «Урал-ВНИИЖТ» и их корректировки. Согласно Инструкции по учету выполнения графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов (ЦЧУ-919) уровень выполнения графика движения поездов отражает степень реализации технологии перевозочного процесса и качество эксплуатационной работы. Первоисточником учета выполнения графика движения поездов является график исполненного движения поездов и приложение к нему формы ДУ-10. **1. Ведение графика исполненного движения поездов** Согласно ИДП (ЦД-790) поездной диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также //**все нарушения нормальной работы на участке и причины их**//. Кроме того, в соответствии с ЦЧУ-919 каждая задержка поезда должна быть отражена на графике исполненного движения поездов с указанием конкретных причин по каждой службе железной дороги, вызвавшей ее. Ответственным за дос¬товерность этой информации является поездной диспетчер. В случае возникновения разногласий по определению причин опозданий поездов, окончательным является решение постоянно действующей комиссии по графику движения поездов железной дороги. При не отнесении диспетчерским аппаратом на графиках исполненного движения поездов конкретных причин задержек поездов, время их опоздания относится на службу перевозок. Результаты отправления, проследования и прибытия поездов с указанием времени задержек поездов по проследованию, отнесенных на соответствующие службы железной дороги, формируются в ежесуточные и ежемесячные отчеты. **2. Отнесение задержек поездов на службы железных дорог с указанием причин. Общие сведения** При анализе графика исполненного движения пассажирских и грузовых поездов в проследовании инженерами-анализаторами конкрет-ные причины опозданий относятся на соответствующие службы железной дороги. В оперативном учете при наличии задержек поезда, вызванных несколькими причинами, общее опоздание поезда относится на службу железной дороги, по вине которой допущена наибольшая задержка или на первопричину, если остальные задержки вызваны ей. В тех случаях, когда из-за задержки одного поезда было нарушено расписание следом идущих поездов, их опоздание должно быть отнесено к причине, вызвавшей опоздание этого поезда. **3. Пометки на графике** В «Типовом технологическом процессе эксплуатации автоматизированной системы ведения и анализа графика исполненного движения ГИД «Урал-ВНИИЖТ» поездным диспетчером и дежурным по станции» описаны возможности ввода и отображения пометок, которые вызывают задержки поездов на перегонах и станциях участка. При вводе пометки, вызвавшей задержку продвижения поездов, а так же ход выполнения ремонтных работ, диспетчер должен указать виновную службу и причину задержки. Для выбора формализованной причины задержки поездов в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» разработан специальный классификатор. Формализация причин задержек поездов позволяет выполнять их машинный анализ. Что в конечном итоге приводит к правильному обнаружению и устранению «узких» мест в эксплуатационной работе, в том числе на участке, вверенном диспетчеру. В этом классификаторе по службам установлены наиболее часто встречающиеся причины задержек. Не включенные в перечни, редко встречающиеся случаи должны даваться текстом с отнесением на другие причины соответствующих служб. В системе предусмотрен показ полного содержания отдельной пометки и данных о ее регистрации с выдачей списков пометок и возможностью отбора по заданному объекту (дороге, участку, перегону, станции), периоду времени, а также указанным типам пометок и виновным службам. Ведется протокол с информацией об авторе пометки и времени ее создания. ===== Действия поездного диспетчера и дежурного по станции при вводе пометок основных типов ===== Отказы подвижного состава, устройств пути, СЦБ и связи, ремонтные работы, отсутствие локомотивов и локомотивных бригад, неправильные действия исполнителей, в том числе локомотивных бригад, а так же прочие причины, вызвавшие задержки поездов на перегоне и станции фиксируются на графике с помощью пометок. Основными типами пометок, отображающими вышеуказанные причины, являются пометки «Сбойный», «Задержка», «Окно» и «Линия». Пометки типа «**Сбойный**» используют для отражения сверхнормативных стоянок поездов на станциях и возникших стоянок или замедления поездов на перегонах, а так же других сбойных ситуаций в движении поездов. Эти пометки привязаны к поезду и к месту. Пометка отображается на графике на пути стоянки поезда на станции или на пути перегона на километре сбоя так, как ее укажет диспетчер. Для правильного отображения на перегоне такую пометку следует ставить на километре, примерно пропорциональном длине перегона. Пометка изображается ломаной линией нитки поезда на перегоне. Очень важно, чтобы длина горизонтальной «полочки» на нитке соответствовала продолжительности стоянки или времени замедления поезда. Первоначально ориентировочно выставленная курсором мыши длина «полочки», при необходимости может быть приведена в соответствие с продолжительностью стоянки (временем замедления) поезда путем выполненной корректировки («Правки») пометки. При этом наклон самой нитки поезда должен примерно соответствовать наклону нитки поезда, выполненной в условиях отсутствия стоянки (замедления). Установленная на графике пометка «Сбойный» требует пристального внимания у руководящего и дежурного диспетчерского аппарата соответствующих служб и анализаторов графика. Особое внимание руководителей должно вызывать появление пометок, соответствующих отказам технических средств, для выработки мер по их не допущению впредь. Стоянки последующих поездов, возникшие из-за сверхнормативной стоянки или замедления продвижения впереди идущего поезда или вызванные одной и той же причиной, связанной с неисправностью или ремонтом технических средств инфраструктуры, отражаются с помощью пометок типа «**Задержка**» ломаными линиями ниток поездов на перегоне. Если причиной задержки этих поездов является сбойный поезд, то вместо указания причины достаточно только дать ссылку на номер сбойного поезда, если такой причиной является отказ или нарушение работы стационарных устройств, то так же в качестве причины задержки должна быть соответствующая ссылка на это нарушение или отказ. Место расположения горизонтальной полочки (величины задержки) каждого задержанного поезда выбирает сам диспетчер. Начало и продолжительность величины задержки можно устанавливать автоматически при использовании соответствующей настройки. При задержке прибывающих поездов у входного светофора с запрещающим показанием на графике автоматически фиксируется пометка **«ЗВХ»**. Поездному диспетчеру выдается предупреждающее сообщение о задержке. Кроме пометок «Сбойный» и «Задержка», продолжительными во времени являются пометки «Окно» и «Линия». Эти пометки, а так же предупреждения привязаны к месту действия. При выполнении ремонтных работ и назначении «окна» ставят пометку **«Окно»** на приемо-отправочных путях станций и путях перегонов. Прямоугольник (параллелограмм) ставят на весь перегон, если полностью закрывается путь перегона, снимается напряжение или выполняются другие работы на пути перегона. При наличии временных съездов, устанавливаемых на перегоне на период ремонтных работ, прямоугольник (параллелограмм) ставят на его закрываемую часть. Ширина прямоугольника (параллелограмма) соответствует периоду времени, которое характеризует продолжительность «окна». При изображении «окон» обычно используется три цвета. Белым цветом отображается в ГИДе плановое «окно» на основе данных инженера (диспетчера) по «окнам» в соответствии с заявкой на предоставление «окна». Плановое окно обычно выставляется в ГИДе автоматически из АРМ «окон». Желтым цветом поездной диспетчер с учетом складывающейся поездной обстановки отображает фактически предоставленное «окно». Красным цветом поездной диспетчер изображает передержку «окна», если «окно» не было завершено в предоставленный диспетчером срок. Фактическое окончание работ в «окно», в том числе досрочное, поездной диспетчер фиксирует по докладу руководителя работ, корректируя время фактического окончания окна. Так же фиксируется отмена плановых «окон» с указанием виновной службы и причины. При производстве ремонтно-путевых работ на приемо-отправочных путях станций отображают «окна» как непосредственно на конкретных путях, так и по линии раздельного пункта при свернутом состоянии путей. Пометки типа «**линия**» используют для отображения отказов стационарных технических средств, занятия приемо-отправочных путей станций группами вагонов, в том числе с выполнением грузовых операций, выполнения работ по текущему содержанию и очистке путей, а также выключения путей станций из зависимости. Продолжительность пометки – линии соответствует времени начала и окончания отказа или времени выполнения соответствующих работ. Поэтому диспетчер или дежурный по станции обязательно должны фиксировать окончание действия пометки, в том числе вызывающей задержки поездов. ===== Ошибочные действий при вводе пометок ===== Основными причинами неправильного пользования пометками являются: * Отсутствие фиксации времени окончания действия пометки, имеющей продолжительность действия. Например, выключенный путь станции фактически включен в зависимость, но не указано время включения. В результате пометка – «Линия» продолжает тянуться до текущего времени; * неправильное указание продолжительности действия пометки. Например, при вводе пометки «Сбойный» с мышки обозначается какая-то продолжительность «сбоя» - задержки поезда, которая в дальнейшем не корректируется. То есть, изображенная на графике продолжительность «сбоя» не приводится в соответствие с реальной задержкой данного поезда. Это приводит к искажению анализа влияния данной службы (причины) на продвижение поездопотока; * неправильное указание начала или окончания действия пометки «Сбойный». Указание начала времени «сбоя» раньше времени отправления на перегон или окончания времени «сбоя» позже времени прибытия (проследования) приводит не только к неправильному изображению «сбойного» поезда на графике, но и к последующему неправильному анализу графика; * отсутствие очередного действия диспетчера при работе с пометкой «Окно». Диспетчеры забывают фиксировать «исполнение» окна после окончания работ. В результате «окно» продолжает тянуться до текущего времени; * отсутствие ввода виновной службы и причины в соответствующих полях пометки, в том числе поездов, задержанных по неприему соседней железной дорогой. Это приводит к невозможности машинного формализованного анализа влияния данной службы (причины) на продвижение поездопотока; * использование другого типа пометки. Например, вводится «Линия» вместо «Предупреждения». Искажается анализ действующих предупреждений; * вывод в текстовую часть основного содержания пометки вместо заполнения необходимых полей. Невозможна формализация указанных полей данной пометки. Искажается анализ пометок; * использование текстовой пометки вместо соответствующей формализованной пометки. Невозможна формализация данной пометки. Искажается анализ пометок; * когда неизвестна причина задержки, поездным диспетчером вводится только служба. При продолжительных отказах технических средств, вступивший на дежурство поездной диспетчер или дежурный по станции не корректируют пометку, считая, что это сделал сдающий смену работник. Ошибочная информация или отсутствие части данных в пометках является неправильным отображением на графике особенностей хода эксплуатационной работы, что приводит к последующему неправильному анализу причин, влияющих на задержки поездов. ===== Дополнительные рекомендации по вводу пометок диспетчером ===== 1. Если поезд в силу каких-то причин не выполняет нормативное время хода по перегонам участка («плюсует»), достаточно на нитке этого поезда ввести пометку «Сбойный» на первом перегоне с указанием службы и причины, которую оперативно установил сам диспетчер. Например, он ввел вину службы «Т», причину – «Невыдержку времени хода» с указанием продолжительности задержки на этом перегоне. Этого достаточно, чтобы все превышения времени хода этим поездом на следующих перегонах были отнесены за данной службой. 2. Если после ввода указанной пометки появилась новая причина задержки на одном из перегонов, следующих по ходу движения, то ее надо вводить аналогично. После чего, все дальнейшие задержки поезда будут отнесены за службой или причиной, указанной в новой пометке. Будет соблюдаться принцип первопричины. 3. При наличии нескольких поездов, задержанных по одной причине, диспетчеру следует использовать пометку «Задержка» для последующих поездов. Это позволит существенно сократить время по вводу пометок. 4. Если диспетчер к моменту выдачи приказа на следование поезда диспетчерским расписанием и ввода пометки «Следование поезда диспетчерским расписанием» - ДР не знает расписания поезда следования по всему диспетчерскому участку, он сохраняя действующий порядок выдачи приказов, должен указать в полях пометки ДР ту часть маршрута, которая ему известна (обычно до развилки). Когда будет известен весь маршрут полностью, диспетчер должен ввести вторую аналогичную пометку на оставшуюся часть маршрута поезда. Правильное отображение на графике исполненного движения особенностей хода эксплуатационной работы обеспечит качественные виды анализа, в том числе анализ потерь поездо-часов, из-за задержек поездов в пути следования.