====== АФМ без 333 ====== Основные проблемы при отказе от использования сообщений 333 при автоформировании и автопередаче сообщений о прибытии/отправлении/проследовании поездов в АСОУП из системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ» Формирование операций по станции на основании данных СЦБ всегда начинается с «прибытия». Т.е., поскольку в общем случае невозможно предсказать – проследует ли поезд станцию сходу или же у поезда будет стоянка на станции, по данным СЦБ при вступлении поезда на станцию всегда сначала записывается прибытие – для того, чтобы на графике ДНЦ обозначить выход поезда с перегона. Далее, по мере продвижения поезда по станции, время и место прибытия уточняется и в конечном итоге (если не установлен факт остановки поезда) – заменяется на операцию проследования. Таким образом, последовательность записи операций с поездом по станции на основании данных СЦБ выглядит так: * «Предварительное» **прибытие** – по вступлению поезда в горловину (подготовка для АСОУП сообщения 201. Сообщение ставится в очередь на 8 минут с момент времени операции в сообщении. Тайм-аут выдерживается для того, чтобы не передавать в АСОУП лишние, заведомо ненужные сообщения – т.к. после предварительного прибытия поданным СЦБ почти всегда будет уточнение времени прибытия или операция проследования); * Уточнённое **прибытие** - по вступлению поезда на приёмо-отправочный путь (подготовка для АСОУП пакета из двух сообщений 333 и 201. Если по данным СЦБ поезд вступил на путь при запрещающем показании выходного светофора, то это прибытие считается «достоверным» и пакет передаётся в АСОУП немедленно. Иначе пакет ставится в очередь на 8 минут с момент времени операции в сообщении); * Уточнённое **прибытие** - по освобождению секций перед приёмо-отправочным путём – если выходной светофор всё ещё закрыт (подготовка для АСОУП пакета 333 и 201 и немедленная передача его в АСОУП); * **Отправление** - если обнаружено, что поезд не двигался в течении заданного тайм-аута или прибытие было «достоверным» (передача в АСОУП с.200) * Или **проследование** – если остановка поезда не обнаружена (передача в АСОУП пакета 333+202). Автоматически формируются только сообщения отмены прибытия – при условии, что включена также автоматическая передача сообщений. В режиме **автоформирования** сообщений в ГИД **без автопередачи** – сообщения отмены прибытия не формируются. Сообщения на отмену отправления и проследования автоматически не формируются никогда. __**Отказ от фиксации «промежуточных» прибытий по данным СЦБ не представляется возможным, ввиду того, что:**__ * Нет чёткого определения факта операции прибытия в документах ЦД, ЦКИ; * Нет достоверной информации о факте остановки поезда (датчики движения); * Возможны сбои в работе СЦБ, из-за которых прекращается «слежение» за поездом по данным СЦБ внутри станции, после вступления поезда в горловину. При использовании в режиме **автопередачи** из ГИД в АСОУП сообщений 333, отменяющих ранее записанное «предварительное прибытие» и «уточнённое прибытие» при обнаружении проследования без остановки – в конечном итоге получаем в АСОУП точное воспроизведение сведений об операции с поездом на станции, которое было получено в ГИД по данным СЦБ. В этом режиме передача сообщений в АСОУП осуществляется немедленно по факту обнаружения новых сведений об операции по данным СЦБ. В случае отказа от использования сообщений 333 точное воспроизведение последовательности записи операций становится невозможным. Очевидно, что потребуется организация некоторого тайм-аута от момента обнаружения операции прибытия по данным СЦБ до передачи соответствующего сообщения в АСОУП. Если во время тайм-аута произойдёт уточнение операции прибытия, то следует начинать новый отсчёт времени – ожидание очередного уточнения или замены операции прибытия на операцию проследования. Если за заданное время не произошло уточнений прибытия или замены «прибытия» на «проследование», то необходимо передавать сообщение в АСОУП. Данная технология использования тайм-аута работает (она использовалась в ГИД до 2001г) удовлетворительно при отсутствии сбоев в каналах передачи данных (вызывающих задержки в получении сведений об операции по данным СЦБ на машине, формирующей сообщения для АСОУП) и при проследовании поездов по станциям в нормальном режиме (без значительных ограничений скорости). Однако, при использовании такой технологии имеются следующие проблемы: * На станциях смены локомотивов при автоматическом формировании сообщений 230 (операция - заход локомотива в депо) на основании данных САИ «Пальма» возникает ситуация, когда сообщение о прибытии поезда ещё не передано в АСОУП, так как ГИД отрабатывает тайм-аут ожидания возможного уточнения операции прибытия. Но фактически поезд уже прибыл, локомотив отцеплен и заходит в депо. САИ «Пальма» считывает номер локомотива и формирует сообщение 230 «заход в депо», которое, видимо, будет отвергнуто логическим контролем АСОУП, т.к. сообщения о прибытии локомотива с поездом ещё не было; * При установке маленького тайм-аута (8-15 минут) ожидания возможной корректировки прибытия поезда по данным СЦБ или при задержках передачи сведений об операции по данным СЦБ на ПЭВМ, формирующую сообщения в АСОУП, возможны расхождения во времени и типе операции, зафиксированном по данным СЦБ в ГИД и переданными в АСОУП. Такие расхождения возникают в результате следующей последовательности событий: * По данным СЦБ в ГИД зафиксировано «уточнённое прибытие» поезда по вступлению поезда на приёмо-отправочный путь. Начат отсчёт тайм-аута в течении которого может произойти корректировка времени прибытия или обнаружение проследования без остановки; * Тайм-аут истёк (по причине того, что он слишком мал, либо из-за того, что произошла задержка в передаче сообщения от машины ГИД, формирующей расписания по данным СЦБ на машину ГИД, формирующую сообщения в АСОУП); * В АСОУП передано сообщение о прибытии поезда на станцию; * Зафиксировано уточнение прибытия по данным СЦБ с новым временем операции (и, возможно, местом операции), отличающимся от времени/места в сообщении, которое уже передано в АСОУП. Либо, по данным СЦБ обнаружено проследование поезда без остановки и в АСОУП требуется передать сообщение об отправлении (иначе не пройдёт лог.контроль), а в ГИД по данным СЦБ останется зафиксированным проследование. * При установке значительного тайм-аута (15-30 минут) ожидания возможной корректировки прибытия по данным СЦБ, информация в АСОУП поступает со значительной задержкой, из-за чего: * Невозможна передача в АСОУП сообщений об отцепке локомотива, заходе локомотива в депо и прочих операциях с локомотивом, следующим в составе прибывающего поезда; * Невозможна передача в АСОУП сообщений о корректировке состава прибывающего поезда; * Операторы при ДСП (ДСП на мелких станциях, операторы прочих пунктов передачи сообщений в АСОУП) не видят в ГИД признака передачи в АСОУП сведений о прибытии поезда и начинают передавать сообщения вручную, считая, что в работе автоформирования сообщений произошёл сбой. Таким образом, отключение автоформирования и автопередачи сообщений 333 на отмену автоматически сформированных сообщений о прибытии поезда возможен при следующих ограничениях: * На станциях смены локомотива, бригады, станциях изменениях состава (отцепки/прицепки, списывания вагонов) необходимо отключать автопередачу из ГИД в АСОУП сообщений о прибытии поезда. Автоматически сформированное сообщение должно передаваться по инициативе оператора. В настоящее автоматическая передача сообщений не должна использоваться только на станциях смены локомотива/бригады при условии, что станция не передаёт сообщения 205 (готовность к отправлению); * Должна быть увеличена допустимая задержка передачи информации в АСОУП по станциям, где выполняется автоформирование и автопередача сообщений – в связи с увеличением тайм-аута ожидания возможного уточнения прибытия или обнаружения проследования без остановки поезда. Возможно, что дополнительно потребуется корректировка ПО ГИД для задания тайм-аутов для каждой конкретной станций – в зависимости от типа станции (продольного/поперечного типа), наличия на станции значительных ограничений скорости.